16 октября 2020 06:10
Количество просмотров: 677
Официальные даты проведения итогового сочинения
в 2020-2021 учебном году
Основная волна
2 декабря 2020
Дополнительные сроки
3 февраля 2021 (пересдача + кто не смог в основную волну из 11 классов)
5 мая 2021 года - в том числе для выпускников прошлых лет
Список направлений тем итогового сочинения 2021
Направление «Забвению не подлежит»
Направление «Я и другие»
Направление «Время перемен»
Направление «Разговор с собой»
Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Темы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Какова роль исторических памятников?
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
Забвение есть измена.
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
Как исторические события влияют на судьбу человека?
Забвение стирает, память преображает.
Почему нельзя забывать историю своего народа?
Никто не забыт, ничто не забыто.
Как произведения искусства становятся бессмертными?
Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
Почему важно помнить прошлое?
К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
Какие личности остаются в истории?
Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
Примерные темы по направлению Я И ДРУГИЕ
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
Как понять другого человека?
Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
Почему важно быть толерантным?
Всегда ли нужно избегать конфликтов?
Может ли человек жить вне общества?
Может ли человек выжить без общения?
Почему люди не понимают друг друга?
Что такое толерантность?
Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
Может ли человек жить вне общества?
Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
Что сближает людей?
Почему общество не принимает некоторых людей?
Примерные темы по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Почему люди боятся перемен?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Выбор, который меняет человека.
Как современные технологии влияют на жизнь общества?
Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
Сложно ли жить в эпоху перемен?
Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Что способно изменить человека?
Почему многие люди боятся перемен?
Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
Всегда ли перемены бывают к лучшему?
Темы по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ
Что значит быть самим собой?
Что значит быть совестливым человеком?
Для чего человеку нужна совесть?
Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
Как найти «свой путь»?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
Каждый ли человек ищет смысл жизни?
К чему приводит душевный разлад?
Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
Что помогает человеку совершенствовать себя?
Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
Что значит быть честным с самим собой?
«Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
Примерные темы по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
Кто является героем для молодежи?
Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
Нужно ли читать книги в XXI веке?
Можно ли назвать поколение Z потерянным?
Что читает современное поколение?
Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
Важно ли сохранять связь между поколениями?
Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
Что читает современное поколение?
Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
Можно ли говорить о деградации современного поколения?
Что представляет собой портрет моего поколения?
Приводим списки литературы, которые пригодятся в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2020-2021 учебного года.
Выбирайте направления ниже и выбирайте подходящее вам произведение:
Литература для направления «Забвению не подлежит»
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
А. Платонов «Котлован»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»
К.М. Симонов «Живые и мертвые»
В.А. Обручев «Земля Санникова»
Е.И. Замятин «Мы»
А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»
А. Ахматова «Реквием»
«Слово о полку Игореве»
И. Стоун «Жажда жизни»
Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
Х.Л. Борхес «Цербер»
Подробнее про направление «Забвению не подлежит»
Литература для направления «Я и другие»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
А. Островский «Гроза»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
В.В. Быков «Обелиск»
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
Х. Ли «Убить пересмешника»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
Подробнее про направление «Я и другие»
Литература для направления «Время перемен»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. Гончаров «Обломов»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
А. Блок «Двенадцать»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
А.Н. Островский «Гроза»
Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
Подробнее про направление «Время перемен»
Литература для направления «Разговор с собой»
А.П. Чехов «Вишневыи сад»
Л. Леонов «Русский лес»
Л. Толстой «Война и мир»
B. Распутин «Прощание с Матёрой»
A. Блок «Двенадцать»
Подробнее про направление «Разговор с собой»
Литература для направления «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечк», «Попрыгунья»
Стругацкие «Трудно быть богом»
К. Паустовский «Телеграмма»
М. Шолохов «Тихий Дон»
Т. Толстая «Кысь»
Е. Замятин «Мы»
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
Я. Вишневский «Одиночество в сети»
Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
Д. Браун «Код да Винчи»
С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»
Подробнее про направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Список универсальных произведений под любое направление 2020-2021
«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Мертвые души» Н.В. Гоголь
«Шинель» Н.В. Гоголь
«Судьба человека» М.А. Шолохов
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
«На дне» М. Горький
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
«Вишневый сад» А.П. Чехов
«Обломов» И.А. Гончаров
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
«Гроза» А.Н. Островский
«Недоросль» Д.И. Фонвизин
«Матренин двор» А.И. Солженицын
«Чучело» В.К. Железников
«Мы» Е.И. Замятин
Источник:
https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2021/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2021.html