Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 352504; Краснодарский край, г. Лабинск
    ул. Центральная,1
  • 8 (861-69) 6-06-86, 6-07-30
  • school5labinsk@mail.ru

Школьная жизнь

История школы

С чего все начиналось

1 сентября 1967 г. на центральной усадьбе семсвеклосовхоза "Лабинский" была сдана в эксплуата­цию новая школа на 560 мест. Первым директором СШ № 5 был Виктор Георгиевич Орлов, который одновременно преподавал и математику.

У истоков школы стояли учителя: П.Я.Скорых (завуч по В.Р.), В.А.Могилина (завуч поУВР), В.А.Мотлина, Л.И.Богус­лавская, С.Л.Соколова, В.М.Герасимова, К.Л. Вергун, В. И.Сивцова, А.М.Краснослободцева, Л.А.Гребенникова (завуч по В.Р.), Л.В.Пичурина, Л.Ф.Беликова, Л.М.Карпенко, Е.С.Николаева, П.Х.Мацура, В.Г.Ченцов, М.И.Федотова, О.В.Штибенг, Н.И.Варбанец, Е.П.Кравцова, Т.П.Сутулова (воспитатель группы продленного дня), Е.С.Николаева (библиотекарь), и др. Это были люди беззаветно влюбленные в свое дело. Педагоги, не считаясь со временем, в короткий срок создали все условия для обучения и воспитания детей.

История школы начиналась с чистого листа. Перед учителями стояла большая задача: создать стиль, порядок жизни и работы школы, обустроить учебные кабинеты, школьную территорию. Кропотливым каждодневным трудом учителя передавали ученикам не только свои знания, но и учили главной науке – быть личностью... Много времени и сил в это время было уделено благоустройству школы и территории вокруг нее. Под руководством директора школы В.Г.Орлова были заложены фруктовый сад, по периметру всей школьной территории были посажены тополя. Разбиты клумбы перед фасадом школы.

Уже не одно десятилетие находятся первые учителя на заслуженном отдыхе, а некоторых уже нет в живых, учителя, которые в своё время были первопроходцами новых идей и программ. Добрые души, чуткие сердца, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь – такова суть их педагогического призвания. Большая заслуга в этом принадлежала директору Виктору Георгиевичу Орлову. Это был энтузиаст и большой эрудит. Его знаниям, кругозору мог бы завидовать любой человек. Был хорошим организатором и психологом, патриотом, на первом месте у него была забота о чести школы и детей.




Новый директор, новые традиции. Школа с 1971 по 1987 год.

С 1971 года директором школы становится Полина Яковлевна Скорых.

На протяжении 16 лет школа пополняется новыми кадрами: З. А. Олейник (учитель начальных классов), Бабакова Л.М. (учитель русского языка), СапроноваК.Б. (учитель математики), ЧернигинаЗ.В. (учитель русского языка), ПодолецН.И. (учитель истории), ПолагаевВ.В. (учитель физической культуры), Титова Л.В. (учитель французского языка), Сопов В.Н. , Синогеенко Е.Н.(учитель математики), Е.М.Харченко (учитель русского языка), ФоминаЭ.Н. (учитель немецкого и английского языка), БеликоваЛ.Ф. (учитель биологии), СеменовИ.М. (учитель ОБЖ), Золочевская Г.И. (учитель географии), З.А.Шевченко (учитель биологии), СальниковаЛ.Д. (учитель физики), К.М. Ширягина ( учитель начальных классов), Л.И.Бондарович (учитель иностранного языка), Л.И. Разумей(учитель физики), В.И.Пушкарский (учитель физики и трудового обучения), В.И. Овсянников (учитель трудового обучения), Н.С.Приймак (учитель начальных классов), В.А. Кузовлева (учитель черчения и ИЗО), В.Г. Великоролная (учительрусского языка), Л.К. Хамхадзе (учитель русского языка), Т.А.Журбенко (учитель химии), Р.Н. Гречко (учитель трудового обучения), В. В. Курлыкина (учитель иностранного языка) и этот список можно продолжать, и продолжать.

В эти годы был развит метод соцсоревнования. Соцсоревнование предполагает общую борьбу за великую цель, за строительство социализма. Учителя и ученики напряженно работают не ради личной выгоды, а ради скорейшего достижения общей цели. Школьный коллектив соревнуется с коллективом других школ. Внутри коллектива также идет соревнование, кто сделает больше добрых дел, чтобы превратить свой классный коллектив в передовой, ударный. Однако это не индивидуальное соревнование, не «кто - кого», а соревнование взаимопомощи, где каждый дает максимум того, что может дать, это практическая расшифровка лозунга «каждый по способностям».

Педагогический коллектив, под руководством П.Я.Скорых добивался высоких показателей в соцсоревнованиях среди школ города и района, коллектив много лет держал первенство и был флагманом соревнований. Большой общественной организацией в 70-80 годы был комсомол. Молодые люди в возрасте от 14-28 лет состояли в ВЛКСМ. Главной задачей этой организации было воспитание учащихся старших классов в духе идейности, преданности нашей Родине, активная пропаганда норм и духовных ценностей нашего общества. Те учащиеся, которые вступали в комсомол, брали на себя обязанность быть примером для всех. Велика и ответственна была роль комсомольской организации в школе. В центре внимания школьного комсомола стояли вопросы повышения успеваемости учащихся, усвоения школьниками глубоких и прочных знаний, развития познавательных потребностей и интересов, стремление и умение самостоятельно приобретать знания и творчески применять их в жизни, на практике. 70-80-е годы для ВЛКСМ были наиболее активными, творческими, деятельными, потому большинство мальчишек и девчонок от всей души стремились стать комсомольцами и активно участвовать во многих трудовых и общественных делах. Учащиеся 7-х классов в возрасте 14 лет вступали в комсомол. Причем принимали самых лучших, достойных в учебе и школьных делах. А как торжественно проводился прием в комсомол с развернутым знаменем и фотографией на память! Как много получал эмоций и приятных ощущений каждый вступающий в комсомол, осознавал, что ты, наконец, взрослый. Не паспорт, а именно комсомольский значок на груди означал начало нового периода в жизни. Комсомол для всех учащихся был организацией, которая позволяла самореализовываться, воплощать свои идеи, проводить интересные акции. Идеология комсомольской  организации соответствовала духу времени. Комсомол воспитывал личную ответственность и организованность перед коллективом. Большим достижением в школе была работа радиоузла, по которому еженедельно проводились политинформации и ежедневно проводилась зарядка. Руководил радиоузлом учитель физики Пушкарский Владимир Иванович. Это была очень удобная форма передачи информации, т. к. в каждом классе стоял динамик.

Большая работа проводилась комитетом комсомола по подписке комсомольцев на периодические комсомольские издания. Каждый комсомолец обязан был выписать газету "Комсомольская правда".

Комсомольцы систематически оформляли стенды с целью расширения знаний учащихся. Специальная оформительская группа оформляла стенд «Прожектор», где высмеивались нарушители школьной дисциплины.

Большое внимание уделялось трудовому воспитанию. В 70 годы школа становится школой с производственным обучением. Учащиеся получали специальности сельского механизатора. Начиная с 5 класса, весной ученики помогали в прополке свеклы и кукурузы на полях семеноводческого совхоза и прополке овощей на огородной бригаде. Осенью помогали в уборке урожая. Ученики работали на зерноочистке, помогая очищать початки кукурузы от талаша. На заработанные деньги совершались поездки по стране: Ленинград, Москва, Волгоград, Северный Кавказ.

Широко развертывается движение "Пятая трудовая четверть" под девизом: "Мой труд вливается в труд моей Родины". Учащиеся школы, работая в лагере труда и отдыха «Роза Кубани», оказывали ощутимую помощь в сборе лепестков роз. В трудовую четверть ребята занимались ремонтом школы, ухаживали за школьными клумбами.

В школе была пионерская организация имени Володи Дубинина, которой руководил Совет Дружины. В него входили лучшие пионеры от каждого пионерского отряда. В отрядах работа велась в звеньях, в каждом из них звеньевой. По плану проходили пионерские линейки, сборы, в отрядах - пионерские собрания. В День рождения В.И. Ленина – на Торжественной линейке принимали лучших ребят 3-4-х классов в пионеры. Они давали Торжественную клятву, каждому из них повязывали красный пионерский галстук и вручали пионерский значок. Это был очень ответственный момент в жизни ребят. Все очень волновались, долго к этому готовились и с гордостью носили пионерский галстук каждый день.

Пионеры занимались в первую очередь добрыми делами, вели себя хорошо. Не случайно одним из призывов были слова: «Пионер – всем ребятам пример».

Пионеры очень бережно относились к богатствам страны: одно из важных их дел - сбор металлолома и макулатуры. Ребята собирали и сдавали брошенные металлические вещи дуги, рамы, лопаты, кольца и т.д. – старые ненужные газеты, журналы, потрепанные книги.. В пионерской комнате располагались все атрибуты организации: знамя дружины, отрядные флажки, горн, барабаны. В дружине был знаменосец, два ассистента, а в отрядах - флажконосцы. Они шли впереди дружины или отряда. Пионеры изучали историю пионерской организации, знали имена пионеров – героев Лени Голикова, Павлика Морозова, Зины Портновой и др. Они брали с них пример. Тех ребят, кто плохо учился, вызывали на совет дружины в целях перевоспитания. Совет дружины организовывал мероприятия, которые для ребят не только интересны, но имеют большое воспитательное значение. Многие мероприятия стали традиционными: выставки букетов цветов, воспитывающие у ребят чувство прекрасного праздники урожая, где подводятся итоги пятой четверти школьников, Дни юного героя – антифашиста, развивающие интернациональные связи наших ребят с детьми других стран, воспитывающие чувства патриотизма, праздники песни и строя. За каждым классом были закреплены ветераны ВОВ и ветераны труда. Перед празднованием 9 мая пионеры и комсомольцы проводили операцию «Звездочка» - прибивали на дома ветеранов войны красные звезды.

Важной формой работы дружины были походы пионеров по местам боевой и трудовой славы советского народа. В этом нам помогают всесоюзная операция «Летопись Великой Отечественной войны», военно – спортивная игра «Зарница». Пионеры жили интересной жизнью. И события в жизни страны отражались в их делах.

Комсомольское и пионерское время – это время горячих сердец, славных дел. Каждый класс – это отряд. Отрядам присваивалось звание правофлангового отряда; лучшие ученики удостаивались права сфотографироваться у дружинного знамени, отправиться на лето в лучший пионерский лагерь «Артек» – и это далеко не полный перечень тех дел, которыми жили прошлые поколения.

Большую работу проводили пионеры и комсомольцы по изучению жизни и наследия В.И.Ленина. Ко дню рождения Ильича ежегодно проводился большой общешкольный праздник «За честь школы», каждому отряду давалось задание. Все классы делали своими руками экспонат для Ленинской комнаты.

В школе действовал «Совет отцов», который совершал проверки успеваемости и посещаемости учеников школы.

Интересно и ярко проходили туристические слеты. Команда учеников под руководством учителя физкультуры Варбанец Николая Игнатьевича, совершали пеший поход на Красную Поляну, ребята совершали велопробег на Михизееву Поляну.

В плане работы по профориентации проводились уроки с приглашением специалистов совхоза. Ребята были частыми гостями на предприятиях родного города.

Традиционным мероприятием в школе был Фестиваль Дружбы народов под названием «Союз нерушимый республик свободных». Его ждали, готовили народные костюмы 15 республик, входящих в состав СССР, рассказывали на празднике о культуре республик, традициях, национальных блюдах.

Каждый год проводились предметные недели, а в заключении обязательно проходил школьный вечер, посвященный этому предмету. Традиционными были соревнования «А ну-ка, мальчики» и «А ну-ка, девушки».

В школе под руководством Пологаева Василия Васильевича был создан вокально-инструментальный ансамбль. Ребята постоянно выступали на школьных вечерах. Этот ансамбль был гордостью школы, так как он был единственным в районе.

Выступление агит-бригады «Кубаночка» перед шефами.



В школе создается учительская вокальная группа.

За успехи, достигнутые в педагогическом труде, Скорых Поли­на Яковлевна награждена грамотами Министерства просвещения СССР, крайоно, гороно, медалью «За трудовую доблесть. В озна­менование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», значком «По­бедитель соцсоревнования». В 1981 году ей было присвоено по­четное звание «Отличник народного просвещения». Она также на­граждена юбилейными медалями к 50 и 60-летию Победы в Вели­кой Отечественной войне.






Школа в «трудные 90».

С 1987 г. по 2010 СОШ № 5 директор школы - Тамара Прокофьевна Сутулова, отличник народного образования.

  В школу приходили новые учителя. Вернулись в родную школу её бывшие выпускники: Скворцова Екатерина Анатольевна, Приступина Галина Николаевна, Пологаев Роман Васильевич, Ольга Феодосьевна Епифанова, Вагапова Светлана Николаевна, Хамхадзе Петр Кишвардович, Акимова Татьяна Александровна, Бабюк Татьяна Владимировна.

Педагогический состав того периода: 41 педагог, из них отличников народного образования пять: Н.И. Кутцева, Г.М. Мармер, Л. Д. Салникова, В.А. Насаченко, Н.С. Приймак; один заслуженный учитель Кубани – Н.Н. Кутцева, учитель начальных классов, на­граждены знаком «Почетный работник образова­ния РФ» - Н.И. Подолец, В. А. Кузовлёва. Организация внеурочной деятельности осуществ­ляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. В основу ее положена краеведческая деятельность через направление «Жи­вая Древняя Русь». В школе работают 8 кружков, 29 факультативных и 6 индивидуальных курсов, 4 спортивных секции.

Коллектив учителей под руководством Т.П.Сутуловой разработал педагоги­ческий проект «Модель школы культурологического направления», ставшим лауреатом выставки «Педагогический поиск». Директором школы разрабо­тана авторская программа «Живая Древняя Русь» - это результат долгих творческих раздумий о том, как и чем заполнить «нравствен­но-патриотическую» пустоту, образовавшуюся в период перестрой­ки, когда распалась детская пионерская организация. Программа стала школьным компонентом, объединившим педагогический коллектив. Ста­ли проводиться яркие мероприятия, организовываться кружки и факультативы, проводились интегрированные уроки. Продолжается и тимуровская работа. За каждым классом закреплены ветераны войны и труда. Ребята осенью и весной оказывали им помощь на приусадебном участке, поздравляли ветеранов со всеми праздниками, проводились классные часы-встречи с защитниками.

В этот период в районе зарождаются новые традиции. Ежегодно стали проводиться «Ученик года» и «Учитель года». В 2007 году Красницкая Мария, ученица 9 класса стала районным победителем конкурса «Ученик года», а в 2008 году - Ладанова Светлана, которая в 2010 году стала лауреатом на первом межрайонном конкурсе «Ученик года».

В 2006 году стартовал конкурс ПНПО на получение денежного поощрения лучшими учителями Краснодарского края, РФ. Победителями этого конкурса стали - учитель физики Разумей Любовь Ивановна (2006), учитель русского языка и литературы Яковенко Наталья Викторовна (2008).

За эти годы школа становится культур­ным центром микрорайона. Коллектив учителей и учащихся неоднок­ратно был победителем смотра художественной самодеятельнос­ти «Созвездие талантов». Под чутким руководством Приймак Надежды Семеновны была создана вокальная группа. Дети выступали на всех творческих мероприятиях и занимали высокие места. Ученический и учительский хоры – лидеры среди хоров Лабинского района.

С 1987 года в школе появляется новая традиция: 15 февраля встречи учителей, учащихся с вете­ранами Афганистана, участниками двух локальных воин, воспитанниками школы, прибывшими в отпуск из армии.

Настоящими праздниками для учащихся продолжают оставаться туристические походы и экскурсии по родному краю, местам боевой Славы.
В "Пятой трудовой четверти" юноши работали на полях семсвеклосовхоза «Лабинский» помощниками комбайнеров.

Вместе со страной школа пережила все трудности 90-х годов. Педагогический коллектив смог сохранить все лучшее, что было накоплено за долгие годы, и передать школьные традиции следующим поколениям 21 века.

За время руководства школой школы труд директора неоднократно был отмечен грамотами Ми­нистерства образования Российской Федерации, Департамента об­разования и науки Краснодарского края, Управления образования Лабинского района. Сутулова Т.П. награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда».



История школы в цифрах.

Количество учащихся школы по годам:

Мною проведено исследование количества учащихся школы по годам, начиная с 1967 учебного года по нынешний 2012-13 учебный год.


1967-1968 - 787

1968-1969 763

1969-1970 776

1970 -1971

1971-1972 822

1972-1973 814

1973-1974 741

1974-1975 738

1975-1976 716

1976-1977 674

1977-1978 629

1978-1979 648

1979-1980 663

1980-1981 642

1981-1982 653

1982-1983 623

1983-1984 632

1984-1985 658

1985-1986 662

1986-1987( не все ведомости)

1987-1988 688

1988-1989 711

1989-1990 644 (без первых классов)

1990-1991 749

1991-1992 773

1992-1993 787

1993-1994 603

1994-1995 637

1995-1996 863

1996-1997 8 68

1997-1998 940

1998-1999 920

1999-2000 896

2000-2001 ( нет в архиве)

2001-2002 836

2002-2003 867

2003-2004 795

2004-2005 - 677

2005-2006 593

2006-2007 564

2007-2008 547

2008-2009 562

2009-2010 542

2010-2011 553

2011-2012 595

2012-2013 586






Из таблицы видно, что в период с 1997 - 1998 год наблюдается резкий рост количества учеников школы. В школе имелись параллельные классы. А с 2005 по2010 года происходило уменьшение количества учащихся. Такому спаду, думаю,есть объяснение: в семьях становится по 1- 2 ребенка, а в сложный период для страны, в 90-ые – по одному ребенку.


Количество учеников закончивших учебный год на отлично по годам:



1967-1968 - 48

1968-1969 52

1969-1970 68

1970-1971

1971-1972 41

1972-1973 25

1973-1974 36

1974-1975 42

1975-1976 21

1976-1977 41

1977-1978 24

1978-1979 31

1979-1980 47

1980-1981 49

1981-1982 36

1982-1983 42

1983-1984 39

1984-1985 42

1985-1986 28

1986-1987 (не все ведомости 10 кл)

1987-1988 23

1988-1989 - 17

1989-1990 26

1990-1991 15 (1-2 классы не аттестовалась

1991-1992 24 (1-2 классы не аттестовались

1992-1993 31 (1-2 классы не аттестовались)

1993-1994 20

1994-1995 29

1995-1996 41

1996-1997 -38 (1-2 классы не аттестовались)

1997-1998 27

1998-1999 27 (1-2 классы не аттестовались)

1999-2000 41 (1-2 классы не аттестовались)

2000-2001 (нет в архиве)

2001-2002 44

2002-2003 30 (1-2 классы не аттестовалась

2003-2004 - 36 (1-2 классы не аттестовалась)

2004-2005 38 (1-2 классы не аттестовалась)

2005-2006 33

2006-2007 40

2007-2008 39

2008-2009 32 ( 1 классы не аттестованы)

2009-2010 35

2010-2011 27

2011-2012 41

2012-1013 45




Закончили учебный год на 4 и 5 по годам:

1967-1968 - 258

1968-1969 242

1969-1970 225

1970-1971

1971-1972 200

1972-1973 244

1973-1974 266

1974-1975 244

1975-1976 202

1976-1977 215

1977-1978 133

1978-1979 154

1979-1980 228

1980-1981 230

1981-1982 232

1982-1983 205

1983-1984 191

1984-1985 164

1985-1986 162

1986-1987 (нет ведомостей 10 кл.)

1987-1988 141

1988-1989 -208

1989-1990 198 (1- классы не аттестовалась







1990-1991 146 (1-2 классы не аттестовалась

1991-1992 160 (1-2 классы не аттестовалась

1992-1993 193

1993-1994 168

1994-1995 181

1995-1996 199

1996-1997 - 214 (1-2 классы не аттестовалась

1997-1998 196

1998-199 179

1999-2000 239

2000-2001 ( нет в архиве)

2001-2002 209

2002-2003 233

2003-2004 - 196 (1-2 классы не аттестовалась)

2004-2005 192 (1-2 классы не аттестовалась)

2005-2006 211

2006-2007 170

2007-2008 192

2008-2009 188 ( 1 классы не аттестованы)

2009-2010 173

2010-2011 197

2011-2012 203

2012-1013 207