Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 352504; Краснодарский край, г. Лабинск
    ул. Центральная,1
  • 8 (861-69) 6-06-86, 6-07-30
  • school5labinsk@mail.ru

Сведения

Адаптированная основная образовательная программа

Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Фазилова Наталья Анатольевна
(МБОУ АСОШ, х.Апаринский, Усть-Донецкого района, Ростовской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ.
по программе повышения квалификации для педагогов ОУ,
реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год

 Содержание  
 Введение 3
 Основная часть  
 Глава 1. Теоретические аспекты  составления адаптированной  основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ 6
 Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по работе с обучающимися  ОВЗ 15
 Заключение 27
 Список использованной литературы 28

Введение

Актуальность. Одной из важнейших задач основного общего  образования в соответствии с ФГОС  является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на  обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной  программы основного общего образования.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку для детей с ОВЗ образовательных учреждениях основного общего образования на основе УМК «Английский язык»  авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др. (издательство «Просвещение»). В основу разработки программы были положены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерная программа по ИЯ для 5 — 9 классов. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы соблюдены особенности работы с детьми с ОВЗ.

Цели и задачи курса

Основные цели и задачи обучения английскому языку (АЯ) в основной школе направлены на:

  • формирование у учащихся более глубокого представления о роли и значимости АЯ в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение нового опыта использования АЯ как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов;
  • дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою страну и осознание этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
  • дальнейшее развитие активной жизненной позиции. Учащиеся основной школы должны иметь возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, выражать свое отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

а) речевая компетенция  — развитие коммуникативных умений в четырех основных    видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

б) языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

в) социокультурная / межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

г) компенсаторная компетенция  — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

д) учебно — познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

  • формирование более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;

достижения более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого учебно — познавательного интереса к предмету ИЯ, дальнейшее развитие универсальных учебных действий и специальных учебных действий. Должен осуществиться переход от приобретенного в начальной школе умения выполнять наиболее рациональным способом различные виды учебных заданий к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития. Обучение на ступени основного общего образования призвано заложить основы успешной учебной деятельности по овладению АЯ на завершающей ступени образования.

Практическая значимость  программы  состоит в том, что дети с ОВЗ могут получить психологическую и педагогическую помощь  в школьном возрасте, но особая ее  ценность  в опыте оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь определенное время, большее или меньшее, среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроке.

Глава 1. Теоретические аспекты  составления адаптированной  основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».  В связи с этим,  для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях  должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Примерная адаптированная основная образовательная программа (далее ПАООП) основного общего образования детей с ОВЗ – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. В структуру ПАООП включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты.

Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования детей с ОВЗ разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ  самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для обучающихся ОВЗ  и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования детей с ОВЗ. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ  определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АООП  обучающихся ОВЗ  составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПАООП) основного общего образования на основе ФГОС для обучающихся ОВЗ;

Устав образовательной организации.

В структуре варианта В АООП  обучающихся с ОВЗ  представлены:

  1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
  4. Содержание образования:

? Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (Примерный календарный учебный график).

? Программы учебных предметов, курсов.

? Программа коррекционной работы.

? Программа формирования универсальных учебных действий.

? Программа духовно-нравственного развития.

? Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

? Программа внеурочной деятельности.

  1. Условия реализации АООП:

? кадровые условия;

? финансово-экономические условия;

? материально-технические условия.

Принципы разработки и реализации программы

Принцип гуманизации — предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности — обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип интегрированного подхода —  предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

Принцип непрерывности —  гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП  — предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога,  администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности — предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

Условия реализации программы

Организационные условия

Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

— оптимальный режим учебных нагрузок;

— коррекционную  направленность учебно-воспитательного процесса;

— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

— использование современных педагогических технологий;

— оздоровительный и охранительный режим;

— укрепление физического и психического здоровья;

-профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

—  соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

— педагог-психолог;

— социальный педагог;

— учителя- предметники;

— классный руководитель;

— медсестра.

Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.

Педагог — психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и  оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с социальным  педагогом, педагогом – психологом  и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и  медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.

Программно-методическое обеспечение:

-УМК и  рабочие программы по учебным предметам;

—  диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога;

—  цифровые образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение:

Обучение детей с ОВЗ  осуществляют педагоги и  специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Материально-техническое обеспечение:

— наличие откидных пандусов и  специально оборудованных учебных мест;

—  приобретение универсальных цифровых планшетов  для обучения детей с ОВЗ;

— установка полов без перепадов и порогов;

— расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.

Информационное обеспечение

— создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

— создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Содержание рабочих программ по учебным предметам

Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи  изучения предмета,  возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Содержание программ обеспечивает возможность изучать предметы, как на уровне основного общего образования, так и на универсальном и профильном уровнях среднего общего образования. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию  обучения, которая позволяет обеспечить:

— систематический характер обучения;

— логически правильное изучение учебного материала.

Технологии на основе личностной ориентации  образовательного процесса. Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на  свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными  способностями человека, максимальной  реализацией возможностей детей. Она  представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и  развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию  окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение  учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников  педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный  и  более того, индивидуальный подход к ребенку.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,  осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их  родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются  универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру  игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,  реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и  активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в  результате чего происходит  творческое овладение знаниями, умениями и  навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является  важной подготовительной ступенькой к  достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности,  подготовке к решению учебных и жизненных задач.

Информационные (компьютерные) технологии  обеспечивают развитие  умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности  учащихся, формируют исследовательские  умения, умения принимать  оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и  на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка  учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

Этапы программы и ответственные за их реализацию

  1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (психолог, соц. педагог, медсестра и классный руководитель):

—  оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;

—  определение способностей и потребностей;

— оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

Планирование, организация и координация деятельности (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):

—  организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;

— обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и педагогами;

— разработка рабочих программ.

Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, завхоз):

— создание в каждом учебном кабинете 1-2 места для инвалидов с дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;

— приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;

— оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для инвалидов;

— комплектование библиотеки специальными адаптивно — техническими средствами для инвалидов.

— создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.

Диагностика и контроль (администрация):

—  диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;

— контроль за результатами освоения образовательных программ;

— контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее требованиям ФКГОС и  ФГОС.

Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):

— внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

—  корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Предполагаемые результаты реализации программы

Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

— способствующей качественному и доступному образованию;

— предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

— обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Глава  2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по работе с обучающимися с ОВЗ.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от  специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

  • социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
  • реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
  • необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе  строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

  • осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
  • обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
  • создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
  • реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
  • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
  • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
  • дополнительное образование;
  • углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Успешная социализация и обучение детей с особыми образовательными потребностями – основное направление, для которого с 2012 года в МБОУ АСОШ  реализуется  адаптированная образовательная программа  для обучающихся с ОВЗ.  В школе развиваются не только методические возможности личностно-ориентированного подхода в обучении, но и осваиваются индивидуализированные системы оценивания, позволяющие использовать их как инструмент личностного саморазвития школьников, имеющих своеобразие образовательных потребностей. Наличие ограничений возможностей здоровья у школьников обусловливает необходимость расширения представлений педагогического коллектива и окружающей социальной среды о составляющих их образовательных результатов. Технологии педагогики успеха, которые применяются в рамках данной программы, обеспечивают необходимый эмоциональный ресурс для адаптации детей с ОВЗ к жизни.  Цель адаптированной образовательной программы — обеспечение адаптированной учебно-воспитательной развивающей среды для развития индивидуального адаптационного потенциала детей с особыми образовательными потребностями, трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи программы:

Обеспечение реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования, специальных психолого-педагогических и материально-технических условий, необходимых для поддержки образовательных потребностей детей с ОВЗ;

Диагностический мониторинг образовательных потребностей детей с ОВЗ, диапазона необходимого социально-психологического сопровождения.

Организация качественной коррекционно–развивающей работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии для формирования необходимых жизненных компетенций;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нестандартными образовательными потребностями;

Адаптированная образовательная программа предназначена для организации образовательного процесса  для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных классах. В школе действует правило контролируемого хранения индивидуальной информации о здоровье и психологических исследованиях школьников. В адаптированной программе приводятся обобщённые данные о детях с ОВЗ, необходимые для обеспечения специальных условий обучения.

Особенности образовательного процесса и учебных планов для школьников с ОВЗ.

Для  детей с ОВЗ школа обеспечивает оптимальные педагогические условия для развития адаптационного потенциала детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья. Образовательный процесс строится по  пятидневной рабочей неделе (всего 34 недели в учебном году). Начало занятий в 9.00. Продолжительность занятия в классах 45 минут, проводятся с обязательным включением в структуру урока двух разгрузочных физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии. В школе созданы условия для проведения «динамических перемен», организовано горячее питание. Во второй половине дня занятия в кружках, секциях, факультативах и спецкурсах проводятся на первой ступени обучения в интервале 14.00 –15.30. Для обучающихся с ОВЗ в школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно-урочная система, индивидуальные и групповые занятия, факультативы, внеурочные виды деятельности (кружки, спортивные секции, спецкурсы). При необходимости организуется домашнее обучение. Регулярно проводятся медицинские осмотры, беседы по профилактике зависимого поведения, развития навыков здорового образа жизни на уроках и классных часах с приглашением специалистов. Регулярно проводятся «Дни здоровья», спортивные соревнования. В летний период в школе организовывается летний оздоровительный лагерь. Питание организовано на базе школьной столовой.

Организационно-педагогические условия, технологии образовательного процесса. Организация действий по адаптированной образовательной программе опирается на положение о том, что главной целью образовательного процесса для детей с ОВЗ в адаптивной школе является не только получение ими качественного образования, но и максимальное социальное включение, интеграция в окружающий мир, развитие жизненной компетенции.

Учебный план школы на 2013 – 2014 учебный год соответствует Концепции модернизации российского образования, Федеральному базисному учебному плану, ориентированному на базовую подготовку учащихся.

Методическая тема школы – «Повышение качества образования в условиях введения ФГОС и модернизации учебно-воспитательного процесса»

Программа для 5-8 классов рассчитана на 70 часов учебного времени (2 часа в неделю), для 9 класса на 35 часов (1 час в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану.

Программа реализует следующие функции:

Информационно – методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами иностранного языка, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по английскому языку к окончанию основной школы.

Контролирующая функция заключается в том, что программа определяет требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников.

Рабочая программа включает следующие компоненты:

  • пояснительную записку (цели изучения ИЯ);
  • общая характеристика учебного предмета;
  • основное содержание обучения английскому языку;
  • календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

Основное внимание в программе уделяется целям изучения иностранного языка (ИЯ) и его вкладу в развитие и воспитание личности гражданина России. Цели и образовательные ресурсы курса представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие “дети с ограниченными возможностями здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям  с минимальными органическими или  функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также  длительно находящимся  в условиях социальной депривации.  Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточная  выраженность познавательных  интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью  высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой  координацией движений. Малая  дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной  деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в  ограниченности запаса знаний об  окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых  этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях  усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют неоднородную  группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их  развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для  детей  данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности  этих детей, оказание им своевременной  помощи позволяет выделить у них  зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных  образовательных  условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

 Организация и содержание обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами. Существует три вида образовательных программ для детей с отклонениями в развитии: для умственно отсталых в степени дебильности — программа вспомогательной школы (специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида); для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —программы для детей с ОВЗ; для всех остальных детей — программы массовой школы.

Порядок приёма и формы организации обучения детей с отклонениями в развитии отражаются в уставе учреждения. Для детей с отклонениями в развитии, обучающихся вне специального (коррекционного) образовательного учреждения (класса), обучение ведётся по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разработанным педагогами классов, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии, в соответствии с рекомендациями специалистов образовательного учреждения или психологической службы города, района с учётом структуры дефекта ребёнка. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития.

Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ОВЗ, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ, и при успешном прохождении итоговой аттестации получают документ государственного образца о получении основного общего образования.

Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные  и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.

Индивидуально-групповые коррекционные занятия и логопедические занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся. Указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, вхо­дят в нагрузку не каждого отдельного ученика, а учителя. На долю каждого ученика приходится от 15 до 30 минут в неделю. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 ученика), уком­плектованных. на основе сходства корригируемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия с учащимися младших классов проводит основной учитель. В то время, когда он занимается с подгруппой,  логопед и психолог работают с остальными детьми класса. В старших классах часы, отведенные на индивидуально-групповые занятия, распределяются между учителями предметниками. На этих занятиях восполняются пробелы в знаниях школьников и осуществляется подготовка к усвоению сложного учебного материала.

Требования к качеству обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету.

Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы (школы-интерната)  для детей с ОВЗ аналогичны параметрам для детей, обуча­ющихся в общеобразовательной школе.

Конкретные задания, разрабатываю­тся педагогами, работающими с детьми, с учетом клинико-психологических особенностей детей с ОВЗ и их возможностей в получении обра­зования. Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями  должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.

Цели и задачи обучения английскому языку с детьми с ОВЗ.

Учащиеся с диагнозом ОВЗ характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы.  Обучаемость у них значительно снижена. Как же обучать этих детей  иностранному языку?  Это возможно при постановке цели не практического  владения языком,  а общего развития детей. На первое место должна быть  поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский   язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского  языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала,  синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как  степень обученности  иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе».  Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки.  Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием.  Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения. В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах — развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся:

  • память
  • речь
  • восприятие
  • мышление
  • кругозор

Сложные конструкции и клише  учащимися не смогут  усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка.  Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления.

Ошибки —  желательно не исправлять.

Оценка – выставляется  с позитивным уклоном.  Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ.  В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:

 Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:

— проверка усвоения пройденного;

— объяснение нового материала;

— закрепление полученных знаний;

— домашние задания

Технологии активных форм и методов:

виды уроков:

— уроки — путешествия;

— уроки-сказки;

—  игра по станциям;

—  путешествие

Технологии активных форм и методов:

— игровые технологии;

— проектная технология;

— работа в парах и группах;

Здоровьесберегающие технологии:

— технология обеспечения двигательной активности (В.Ф.Базарного),

— оздоровительные технологии С. Ковалько, З. Тюмясевой

Авторские педагогические технологии:— технологии индивидуального и дифференцированного подхода В.В.Воронковой, С.Д.Забрамной,

— технологии личностно-ориентированного подхода И.С. Якиманской,

Система аттестации учащихся

В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ  и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.

Заключение

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Образование обучающихся с ОВЗ предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

Таким образом, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Список использованной литературы

1 Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.

2  Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Aкадемия, 2001. – 192 с.

3 Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. – М. :  НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.

4 Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

5 Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.

6 Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байборова, Л. В. Серебренников, В. В. Солдатов. – Ярославль : Издательство ЯГПУ, 2009. – 65 с.

7 Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева  – СПб., 2004.- 134 с.

8 Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с.

9 Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002. -С.76-83